Site Logo

Форум Я, Мы и Общество

История, общество, этнология, политология, антропология, археология, право и прочие гуманитарные науки
 
Текущее время: 29 мар 2024, 06:05

Портал »

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Мировой Коллективный Разум
СообщениеДобавлено: 07 ноя 2017, 17:33 
Не в сети
Житель
Житель

Автор темы

Зарегистрирован: 30 авг 2017, 12:10
Сообщений: 2
Пол: Мужской
10 лет спустя

Эксперименты в рамках проекта GCP продолжались. Сегодня, через 10 лет, по всему миру размещено 70 датчиков. Датчики есть в Москве и Владивостоке. Архив "теперь содержит более 15 лет случайных данных в параллельных последовательностях синхронизированных 200-битных испытаний, генерируемых каждую секунду."
         На главной странице сайта проекта читаем: "Согласованное сознание создает порядок в мире Тонкие взаимодействия связывают нас друг с другом и Землей Когда сознание человека становится последовательным, поведение случайных систем может измениться. Генераторы случайных чисел (Гсч) на основе квантового туннелирования производят совершенно непредсказуемыми последовательностями ряд нулей и единиц. Но когда великое событие синхронизирует чувства миллионов людей, наша сеть РНГ становится тонко структурированной. Мы рассчитываем один из триллионов шансов, что эффект обусловлен случайностью. Доказательства свидетельствуют о появлении ноосферы или объединяющего поля сознания, описываемого мудрецами во всех культурах."
И далее: "Наша цель - рассмотреть тонкие взаимосвязи, которые могут отразить присутствие и активность сознания в мире. Мы предполагаем, что будет структура, в которой должны быть случайные данные, связанные с крупными глобальными событиями, которые охватывают наши умы и сердца. Тонкие, но реальные эффекты сознания важны научно, но их реальная сила более непосредственна. Они побуждают нас вносить существенные, здоровые изменения в великие системы, которые доминируют в нашем мире. Крупномасштабное групповое сознание оказывает влияние на физический мир. Зная это, мы можем целенаправленно работать в направлении светлого, более сознательного будущего."
Сегодня проект выглядит достаточно респектабельным, а его руководитель Роджер Нельсон - уверенным в себе человеком.
«Складывается впечатление, что электронная система в такие моменты оказывается во власти некой внешней силы. Мы утверждаем, что в ходе многолетних наблюдений зафиксировали явление, которое не имеет материалистического объяснения и может быть истолковано как проявление психокинеза»
Проект установил сотрудничество с Ассоциацией парапсихологов в Сан-Франциско.[3]
Статьи о GCP появились в эзотерических и "инакомыслящих" ресурсах Рунета. На сайте "Другая реальность" позитивную статью о проекте предваряет тезис: "Коллективное сознание оказывает физическое воздействие на мир".  (15) [4]
          В статье на сайте "ru.knowledgr.com - Новые знания" GCP назван проектом парапсихологии.
          Самым весомым аргументом в пользу успешности проекта до сих пор называют фиксацию данных, связанных событиями 11 сентября 2011 г. в Нью-Йорке. В разделе статьи Критика, в частности, написано: "Независимые ученые Эдвин Мей и Джеймс Споттисвуд провели анализ данных вокруг событий 11 сентября 2001 и пришли к заключению, что не было никакого статистически существенного изменения в хаотичности данных GCP во время нападений и очевидного значительного отклонения, о котором сообщает Нельсон..." (16)
Выводы, которые следует сделать:
Предмет исследований согласно проекта GCP, независимо от результатов работы проекта, нужно отнести, на мой взгляд, к бессознательной стороне некоего коллективного сознания или по терминологии руководителя проекта - "крупномасштабного группового сознания", а также - к бессознательной стороне "Глобального сознания".
"Тонкие взаимосвязи", отражающие "присутствие и активность сознания в мире" в научном смысле нельзя считать доказанными, так как факт существования явления не подтвержден другими исследователями.
В данной ситуации невозможно корректно судить о природе явления, о его теоретическом и, особенно - о его практическом значении. 
Итак, проект "Глобальное сознание" относится к сфере коллективного бессознательного. Разумная (сознательная) деятельность сосредоточена в концепции Мирового Коллективного Разума (МКР).

                       3. МКР академика Н.Моисеева

      Феномены "сознание" и "разум" выступают предметом философского (абстрактного) дискурса. С точки зрения реального объективного познания в психологии, психиатрии, кибернетике, теории искусственного интеллекта они определены хотя бы фрагментарно, на уровне же системного понимания - они остаются "вещью в себе".
Подлинной альтернативой идее проекта "Глобальное сознание" является гипотеза о Мировом Коллективном Разуме, которая принадлежит академику Н.Моисееву.  
В своих последних крупных работах научно-популярного и публицистического жанров: "Судьба цивилизации. Путь Разума" и "Универсум. Информация. Человек" он изложил концепцию Мирового Коллективного Разума.
Н.Моисеев опирался на следующие понятия:
Искусственный интеллект (его не следует путать с понятием Коллективный Интеллект (Разум) - появился сравнительно недавно, и означает он техническую систему, "создаваемую человеком для упрощения его взаимодействия с компьютером и вообще с информационными системами. Искусственный интеллект делает доступным использование компьютера лицам, не имеющим профессиональной подготовки в области информационной техники."
Коллективный Интеллект - природное явление, результат сложнейшего эволюционного процесса человека и общества. Его корни - в необходимости думать и действовать сообща, т. е. обмениваться информацией. В процессе совместной целенаправленной деятельности формируются общие знания, коллективная память, возможность коллективных действий и способы их реализации. Скорость развития Коллективного Интеллекта непрерывно возрастает, особенно в эпоху компьютеризации и становления искусственного интеллекта, который служит важнейшим техническим средством развития Коллективного Интеллекта. Использование последнего формирует положительную обратную связь. Коллективный Интеллект - "это система, объединяющая людей информационными связями, благодаря которой им становятся доступными общие знания, общее понимание ситуации. В результате неизбежно возникает единое видение происходящего как основа для общих решений и действий."
Коллективный Разум возникает вместе, одновременно с индивидуальным разумом; они развиваются параллельно и вместе с развитием человека, общества, ростом потребности в обмене информацией и принятии коллективных решений. Коллективный Разум развивался значительно быстрее разума индивидуального и его роль в жизни сообществ все время возрастает. Вместе с ним совершенствуется язык, кодирующий информацию и средства ее передачи. Существует положительная обратная связь развития Коллективного Разума и сложности человеческой деятельности, интенсивность этой обратной связи также возрастает; ее главная составляющая в настоящее время – обмен идей, гипотез, предположений, интерпретаций тех или иных феноменов. "Коллективный Разум объективно становится неким инструментом, управляющим (целенаправляемым) действиями людей." Вооруженный техническими новшествами информационных технологий последних десятилетий, он приобрел удивительное могущество.
Коллективный Разум и коллективная память - единственные формы коллективной собственности, использование которых в нормальных демократических условиях, не допускающих "информационного тоталитаризма", ведет только к ее накоплению. Н.Н. Моисеев указывал, что Коллективный Разум - достаточно традиционное понятие. По его мнению, существование Коллективного, или Общечеловеческого, Разума людьми было уже давно замечено и понято, что именно он определял наше общее развитие последние тысячелетия. (17)
В древних учениях о познании выделялось достигнутое людьми коллективное знание. Пришло время превратить эти вопросы в предмет интенсивного научного анализа. По Моисееву Коллективный Разум является не только источником творчества, но формирующим началом духовного мира человека, среди продуктов которого - религии. Он предложил явно спорный тезис о том, что многие восточные религии прямо отождествляют Коллективный, или Мировой, Разум с божественным началом. Коллективный (Мировой, Общечеловеческий) Разум (Интеллект) выступает у Моисеева в качестве некоего природного явления и имеет информационную, кибернетическую сущность.
Лавиноообразное развитие средств связи, и такой же процесс накопления и обработки информации и компьютерных технологий создает, по убеждению Моисеева, совершенно новые возможности для развития Коллективного Разума. Весьма привлекательна своей конкретностью гипотеза Моисеева: увеличение числа нейронов в мозге живого существа привело однажды к появлению сознания, свойства которого никак не являются следствием свойств отдельных нейронов, и которые практически идентичны у всех живых существ. Почему же нечто похожее не может произойти с Коллективным Интеллектом, где роль отдельных нейронов играют индивидуальные разумы и отдельные информационные системы? "Если моя гипотеза верна, - писал Моисеев, - то однажды неизбежно произойдет качественное изменение места Коллективного Разума в планетарной организации человечества."(18)
Моисеев выразил надежду на то, что Коллективный Интеллект уже в ближайшие годы сможет не только отслеживать происходящие события, но и формировать систему необходимых действий, обеспечивающих гомеостаз человеческого общества. Однако для их реализации нужна еще и коллективная воля, а значит, и соответствующая организация общества. Потребуется качественное изменение социальной структуры последнего. и что еще важнее - системы нравов. Превращение СМИ во властителя мыслей остальной части населения должно быть исключено. Изменение системы нравов должно вести к превращению СМИ в составную часть Коллективного Разума, более того - в важнейший механизм самоорганизации общества, направляющий его развитие на формирование нового гомеостаза (19).[5]
          И в заключение:
"В этом контексте программа “sustainable development” (устойчивое развитие - Е.П.) должна быть не целью развития общества, а лишь очередной ступенью на том пути восхождения к Разуму, на который вступили наши далекие предки, изгнанные из леса. А “Хартии Земли” предстоит стать тем документом, который утверждает определяющее место духовного мира человека в судьбе человечества.
Я понимаю, что эта цель утопична. И она будет таковой, пока есть хоть какие-либо шансы жить по традиционным канонам. Ну что же, не приняв утопии, мы однажды примем реальность: КОНЕЦ ИСТОРИИ . Третьего не дано! Как скоро? Не знаю, но думаю, что ожидание не будет очень длительным!" (20)

4. Алгоритм развития цивилизации  

На мой взгляд, вот так выглядит краткая схема метода Н.Моисеева, о котором он сам подробно рассказал в книге "Универсум. Информация. Общество".
Выстраивая архитектуру понятий и смыслов своего метода, Н.Моисеев начал с опорного понятия "реальность". "Несущими" понятиями являются понятия: система, самоорганизация, информация. Многие годы занимаясь теориями систем, он, естественно, в качестве теоретического инструмента взял теорию самоорганизации, теорию информации, а в качестве "оселка"? - системный подход.
Он подчеркивал: "Система обладает особыми системными свойствами. Их изучение представляется важнейшим направлением современной науки."(21)
Универсум он видел самоорганизующейся системой. В неживой Природе возникает живое вещество, развивается жизнь. Далее появляется человек, у человека - разум.
          Эволюция представляет собой усложнение системы посредством самоорганизации. Механизм перехода - бифуркация (Н.Моисеев подчеркивал здесь, что это -
гипотеза).
           Информация имеет место и получает смысл только в живой Природе. С появлением человека начинается важный процесс самоорганизации общества и его истории. Сегодня мы подошли к информационному обществу.
 Н.Моисеев использовал введенное им понятие "коэволюция" (соразвитие Природы и общества). Главной причиной современных угроз: экологического дисбалланса и пр. он называет то обстоятельство, что логика Истории (развития общества) отличается от логики Природы. Людской Разум (Коллективный Разум) способен установить гармоничное взаимодействие между обществом и биосферой. В этом - условие преодоления назревающего кризиса человеческой цивилизации.  
 Академик Н.Моисеев ввел еще одно понятие - "планетарное гражданское общество":
  "Я сказал о том, что при всем мыслимом развитии Коллективного Интеллекта не он один станет определять характер возникающего общества. Не меньшую роль будет играть и планетарное гражданское общество. Оно несет не только образование, его организацию, но и нравственную составляющую, которая, может быть, и есть самое главное: усилия будут определяться не только знаниями, но и тем духовным миром, который возникнет в обществе."(22)
Книгу он закончил словами:
"Жизнь - это бесконечная череда компромиссов, непрерывное движение по лезвию. Сорваться в любую сторону - катастрофа! И постепенно (повторю это еще раз) на первый план ныне выходят противоречия между Природой и человеком, противоречия между «генетической реальностью», которая запрограммирована миллионами лет развития нашего биологического вида, и той реальностью, которая нам сегодня предоставлена биосферой и которую мы только только начинаем осознавать. И здесь возникает необходимость нового компромисса. Им будет новый гомеостаз! В сущности он то и есть «экологический социализм». 
Я не случайно использовал этот термин. Социальную структуру человеческого общества, хотим мы того или нет, придется кардинальным образом перестроить. В этом новом компромиссе (новом гомеостазе) должно быть очень тонкое сочетание несвободы, диктуемой необходимостью обеспечить стабильность того канала эволюции, в котором только и может существовать человек, и равенством, снимающим социальные напряженности, способные нарушить социальную стабильность и лишить общество возможности сфокусировать свои усилия на общих проблемах взаимоотношения Природы и общества. А оплата «по труду» и максимальное использование творческого начала, столь же генетически присущего человеку, как и потребительство, и есть неизбежное следствие того компромисса, который я назвал «экологическим социализмом».
  И вот в утверждении такого порядка решающую роль должны сыграть гражданское общество и гуманизм, который, как это не странным может показаться читателю, тоже генетически присущ человеку. Ведь то, что принято называть «социалистической идеей», во всех религиях, у всех народов ассоциируется с понятием «добро». Так что у идеологов гражданского общества есть на что опереться!" (23)

9. Сетемания

В конце 90-х годов Н.Моисеев с тревогой писал о грозящих цивилизации опасностях.
           Но Н.Моисеев не упоминает об Интернете.
           Принято считать, что Интернет появился в США в 1969 году и первоначально он назывался ARPANET. В 1990 году был зарегистрирован первый советский домен (SU), а в 1994 году - первый российский домен (RU).
           Другими словами, в 90-е годы Интернет в России только формировался.
           Интернет, новые информационные технологии стали, вероятно, решающим фактором формирования человеческой цивилизации.[7] Проблема сознания, разума получила новое смысловое измерение.
В 21 веке миллионы людей проводят немало времени в социальных сетях "всемирной паутины". Они объединяются в группы, сотрудничают в какой-либо деятельности или просто общаются. Живая воля отдельных людей действует сообща в определенном смысловом направлении.
 С появлением "всемирной паутины" сформировалась социально-техническая научная среда, и набирающее силу исследовательское направление, не столь известные широкой публике.
В Википедии представлена обширная статья под названием "Коллективный Интеллект". Среди 39 ссылок вы не найдете ни одной ссылки на работы российских исследователей.
            В разделах "Ссылки и примечания" и "Внешние ссылки" сайта "ru.knowledgr.cor - новые знания!" тоже нет ни одной ссылки на российские ресурсы. Наверное, не только потому, что разработки и исследования по данной проблематике в России практически не ведутся, но и потому, что российские авторы находятся в русле западной исследовательской парадигмы.
 Автор заметки "Коллективный разум (предварительные размышления)" в Живом журнале по адресу http://drevniy-daos.livejournal.com/ отметил:
"Изучение коллективного разума важно для понимания многих явлений, прежде всего феномена разума как такового, а также человеческой цивилизации в её развитии. Материалов накоплено немало, но коллективный разум пока так и не стал центром внимания учёных и философов."
            И поделился своими соображениями:
            "Задачи возможного дальнейшего исследования: как именно возник коллективный разум, как он соотносится с индивидуальным, какие тенденции развития в нем заложены."
На сайте "Международный проект СКОЛТ" опубликовано интервью с профессором В.Протасовым. "Всероссийскую известность профессор Таганрогского государственного педагогического института Владислав Протасов получил благодаря проводившимся им с 2000 года успешным опытам по созданию групп, состоявших из студентов – его добровольных помощников и компьютеров."
Профессор рассказал: "В шестидесятые годы в стране был бум науки, космоса, атома, ЭВМ, генетики, взлет научно-технического творчества, спор до хрипоты физиков и лириков. Во мне победил физик, и лучшие свои студенческие годы я провел в новосибирском Академгородке в окружении азартных, клокочущих энергией молодых профессоров и однокашников. Тогда казалось, что все по плечу, задачи ставили для себя на пределе возможностей. Свою задачу я поставил не сразу, а шел к ней постепенно - от атомной физики к вычислительной, далее к разработке принципов построения суперЭВМ для физиков, самой мощной в мире – не меньше! – и к 96 году принципиально решил эту задачу. Да вот незадача. Ни в России, ни в Украине не смог убедить академиков и лиц, принимающих решения, в эффективности своего подхода. Пришлось принципы самоорганизации и правила взаимодействия между интеллектуальными агентами, переводящими систему на более высокий интеллектуальный уровень, и резко упрощающими программирование, применять в компьютерных сетях. Там вся инфраструктура уже построена, а люди являются весьма неплохими интеллектуальными агентами в отличие от примитивных компьютеров, которым любой мельчайший шажок нужно разжевывать, а потом с трудом втолковывать эти принципы академикам. Так мне удалось выйти на метапрограммирование гибридного человеко-машинного интеллекта."
            И, в частности, подчеркнул:
            "- Чего удалось уже достичь?
             - Удалось разработать принципы синхронизации и распараллеливания интеллектуального труда в компьютерной и бескомпьютерной средах, проверить эти принципы на многих творческих задачах ( решение шахматных задач, тесты на интеллект, составление фоторобота, сложные комбинаторные задачи, студенты-физики писали гимн физтеха, студенты-горняки писали научный реферат и т. д.) и опубликовать много научных статей по организации коллективного сетевого разума... Главное – найден и построен инструмент для групповой творческой работы, существенно сокращающий время получения оптимального решения. По существу, найдена некоторая демократическая процедура соревновательного решения творческих задач, где люди работают только с информацией, вне личных контактов с другими людьми, и где студент может победить академика, если его идея круче." (31)
В совместной статье сотрудников Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования "К вопросу о коллективном разуме" ставятся принципиальные вопросы, сложившиеся вокруг проблемы.
           Авторы статьи задаются вопросом: "Возможно ли... возникновение так называемого эффекта коллективного разума, понимаемого как способность группы находить решение задачи более эффективное, чем лучшее индивидуальное решение в этой группе?"
Несмотря на большой интерес к теме коллективного разума, замечают авторы, вопрос до сих пор остается малоизученным или закрытым. "Ученые и философы не только не могут выработать согласованные концепции подхода к проблемам коллективного разума, но и хоть сколько-нибудь полноценно и доказательно сформулировать разработанный ими концепт. Наиболее изученным является вопрос коллективных экспертных оценок, принцип формирования групп экспертов, процесс и методы организации экспертной оценки (метод мозгового штурма, сценариев, Дельфи, Паттерн, синектика, ситуационный анализ). В данном направлении среди русских ученых следует отметить работы Ю.В.Сидельникова , Б.Г.Миркина , М.Лопухина , Бешелева С.Д, Гурвича Ф.Г."
"Вопросы о принципах возникновения, действия и перспективах использования коллективного разума остаются открытыми."
Далее авторы сообщают о проведенных Центром экспериментах, результаты которых пока находятся в статусе гипотез.
"Гипотеза 4.
Свойства сетевого интеллекта могут возникать как в группах профессионалов, так и в группах дилетантов и смешанного типа. Оптимальные характеристики сетевого интеллекта достигаются при определенном уровне разнообразия в группе."
Возник вопрос и о существовании оптимального количества членов группы, при которых существует эффект сетевого интеллекта: "При увеличении размера групп до 30 человек, среднее количество верных ответов, данных группами рассматриваемого размера, достигает 26 и при дальнейшем увеличении размера группы не меняется."
Некоторые выводы:
"Использование коллективного разума как инструмента для решения поставленных задач более оправдано в ситуациях неопределенности, а также в качестве одного из методов прогнозирования."
"Свойства коллективного разума необходимо более глубоко и тщательно изучать, поскольку знание и умение управлять им давало бы неограниченные преимущества – от грандиозных масштабов интеллектуальной деятельности до мощнейшего оружия в военно-политических конфликтах." (32)            Авторы статьи "Интернет: сверхразум и за его пределами" Бен Гёрцель и Стефан В. Бугай, отдавая должное Интернету, полагают, что время ИИ, наконец, пришло. "Мы верим, что в течение нескольких следующих лет появятся первые системы ИИ." (Статья опубликована приблизительно в 2000 году)
Самый лучший инструмент для понимания природы систем ИИ - идея Метасистемного Перехода ("наиболее четко выведено и сформулировано... [это понятие] было в работе выдающегося русского философа-ученого Валентина Турчина. Метасистемный переход, как определяет его Турчин - это момент в истории эволюции систем, когда целое начинает доминировать над составляющими.").
            В области разума тоже существует несколько уровней метасистемного перехода. Первый уровень - появление "модулей разума".
            "Но модули разума - это не настоящий разум, разум не в том смысле, в каком мы обычно подразумеваем: интеллект как способность достигать трудные цели в сложных окружениях. Каждый модуль разума выполняет что-то одно, запрашивает для загрузки входные данные определенного вида и не способен адаптироваться к изменению окружения."
            "Интеллект сам по себе требует еще одного метасистемного перехода: координирования множества модулей разума в единый разум, чтобы каждый модуль работал на целое и был полностью постижим только в контексте целого."
"Такой метасистемный переход от модулей к разуму - поистине потрясающее явление. Система типа Webmind может автономно адаптироваться к изменениям в более сложных окружениях, чем ее одномодульные предшественницы, и может обучаться способом, более похожим на обучение человека, чем на программирование компьютера."
"Чем больше модулей интегрировано, тем более интеллектуальной будет система."
             "Способность принимать решения, чтобы разобраться в неоднозначности, в первую очередь, в зависимости от контекста - это показатель интеллекта."
             "Такой метасистемный переход - от модулей разума к разуму - это то, над чем авторы ломали голову в течение последней пары лет... Когда Турчин сформулировал концепцию метасистемного перехода, он имел в виду... концепцию глобального мозга и появления системы, базирующейся на людях и системах ИИ, объединенных Интернетом и другими новейшими коммуникационными технологиями."
"Как мы видим, путь от современной Сети к глобальному мозгу, объединяющему машины и людей во взаимосвязанный супермеханизм, есть не что иное как последовательность метасистемных переходов. Первый из них - это появление глобального разума в Web - трансформация Интернет в единый организм... "
            "Появление глобальной единой памяти позволит совместно использовать знания в коллективном сознании. Через миллионы (а когда-нибудь и миллиарды) машин в Интернете глобальный разум Web будет функционировать как через единое общее пространство мысли, позволяя отдельным агентам преодолевать свои индивидуальные ограничения и использовать общее сознание, выводя, таким образом, свои способности далеко за границы индивидуальных возможностей."
            "Все это кажется совершенно невозможным - коллективное сознание систем ИИ; Сеть как самоорганизующееся интеллектуальное информационное пространство..."
            "Вообразите: человеческие и машинные элементы объединены в общий разум, создающий сложную сеть отдельных индивидов, из которой возникает динамика глобального супермозга, с возможностями и границами, оставляющими далеко позади разум любого индивида, человека или машины, или любой группы, состоящей только из людей или только из систем ИИ... "
            "Мы верим, что посредством этического влияния людей, машин и информации, может быть создан выгодный союз человека и машины в пределах глобального общества... " (33) (см. Приложение)
Итак, коллективный интеллект признается эффективнее группового и индивидуального интеллекта (разума). Этот подход, разумеется, имеет право на существование. Но он оправдывает себя при решении практических задач с элементами творчества. "Сетевой интеллект" - технология.
И, думаю, главный недостаток существующей парадигмы в том, что Разум сводится к Интеллекту. Напомню, что интеллектом или умом считают качество психики, выражающееся в способности приспосабливаться к новым ситуациям, к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию знаний для управления окружающей средой.
Коллективный интеллект понимается как свойство, возникающее в результате взаимодействия между 1) данными - информацией - знанием; 2) программным и аппаратным обеспечением и 3) специалистами (как носителями новых идей, так и признанными авторитетами), которое постоянно учится, используя обратную связь, вырабатывать информацию, необходимую в данный конкретный момент для принятия решений лучших, чем те, что могут принять эти три компоненты по отдельности. Или, в более узком смысле, свойство, возникающее в результате взаимодействия между людьми и методами обработки информации. Понимаемый таким образом коллективный интеллект именуется «симбиотическим интеллектом» и описан Норманом Ли Джонсоном. Это понятие используется в социологии, бизнесе, компьютерных науках и средствах массовой информации. Оно также встречается в научной фантастике.(34)
О Разуме мы поговорим дальше.
В методологии создания ИИ и всего комплекса технических и социальных решений предельно наглядно проявляются позитивистские взгляды (позитивизм - философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования... - Вик.)
Прикладная направленность данных исследований очевидна. Узко-прагматичный, утилитарный подход обязательно приведет к трудноразрешимым социальным и нравственным проблемам.
К примеру, один из авторов - Том Этли (США) - видит предназначение коллективного интеллекта в способности "преодоления 'группового мышления' и индивидуальных когнитивных искажений..." (35)
Коллективный Разум или Интеллект становится инструментом развития экономики. А мышление, творчество превращают в технологический процесс.
В границах такого подхода не увидать жизнеспособные перспективы нашего существования и подстерегающие нас опасности.
В то время как Н.Моисеев мыслил предельно широко - ставил конкретные нравственные, мировоззренческие, духовные проблемы.
К сожалению, серьезного интереса к идеям и позиции академика Н.Н.Моисеева относительно перспектив развития современной цивилизации и роли Мирового Коллективного Разума в исследовательской социуме не наблюдается.
На некоторых сайтах можно лишь встретить скопированные разделы моего очерка, в котором я, в частности, обобщил представления Н.Моисеева о Мировом Коллективном Разуме.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Портал »

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter Rambler's Top100
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Template made by DEVPPL Flash Games - Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB