Site Logo

Форум Я, Мы и Общество

История, общество, этнология, политология, антропология, археология, право и прочие гуманитарные науки
 
Текущее время: 29 мар 2024, 12:54

Портал »

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Гагаузы
СообщениеДобавлено: 26 окт 2010, 00:16 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Автор темы

Зарегистрирован: 01 ноя 2008, 19:12
Сообщений: 347
Пол: Мужской
Изображение

"История гагаузов и этимология этнонима гагауз"
Валентина (Гюллю) Каранфиль


Гагаузы - тюркоязычная народность, исповедующая христианство, живущая на территории Гагауз Ери (Молдова), численность которого составляет 150 000. Компактно гагаузы проживают в Одесской и Запорожской области Украины, в Болгарии, Румынии, в Греции. Рассеяно - в ряде сел, гагаузы проживают в Казахстане, Узбекистане, на Северном Кавказе, в Турции, и на др. территориях. Численность всех гагаузов составляет около 0,5 млн. Современный гагаузский язык более близок к турецкому языку, точнее к анатолийскому диалекту турецкого языка. Литературный гагаузский язык пока не разработан. Язык гагаузов состоит из двух диалектов: центральный (чардырско - комратский) и южный (вулканештский). Гагаузы живут в основном в сельских местностях, (32 села - Конгаз, Казайак, Джолтай, Томай, Авдарма, Кыпчак, Карлык и др.) и в 3 городах Вулканешты (Валканеш), Чадыр - Лунга (Чадыр), и Комрат. В Кишиневе также проживают около 9-10 тысяч гагаузов. Столицей Гагауз Ери является город Комрат. Сельское население занимается скотоводством, виноделием и земледелием. До переселения на Буджак (Буджак - так называется местность, где живут гагаузы автономной республики Гагауз Ери. Данное название осталось от ранее проживающих на этой местности, ногайцев), гагаузы проживали на Балканах приблизительно с YII по XYIII вв., в основном, на территории северо-восточной Болгарии, где и ныне также проживают гагаузы Болгарии. Происхождение гагаузов всегда вызывал большой интерес у учёных. Существуют множество версий происхождения гагаузов. В историографии существовало более 20 гипотез об этногенезе гагаузов (61, 4). Отдельные из них находят приверженцев и по сегодняшний день. В итоге выкристаллизовываются две гипотезы. Согласно одной из них некоторые учёные предполагают, что гагаузы - это отуреченные болгары, которые сохранили только свою веру. Среди них можно отметить болгарских исследователей И.Иванова, Г.Занетова, А.Защука, В.Маринова, П.Мутафчиева и молдавского историка И.И.Мещерюка (14, 26). Их вводит в заблуждение христианское вероисповедание гагаузов.

Согласно другой - гагаузы потомки средневековых кочевых племён: половцев, узов, печенегов. Данную гипотезу поддерживают многие исследователи: В.В.Мошков, Атанас Манов, Н.А.Баскаков, Н.К.Дмитриев, М.Чакир, Д.Н.Танасоглу, Л.А.Покровская, М.Н.Губоглу, З.В.Тоган, А.Нимет Курат, И.Кафесоглу и др. (13, 26).

Как отмечает русский этнограф, лингвист, исследователь народного творчества и этногенеза гагаузов В.А.Мошков, гагаузы, являющиеся потомками огузов, которые в 1064 году перешли через Дунай и осели на Балканском полуострове. Часть из них спустя некоторое время, перешли на территорию России, смешались с другими тюркскими племенами и стали известны под именем «чёрные клобуки». После принятия христианства, спасаясь от монгольского нашествия, часть «чёрных клобуков» вновь перейдя через Дунай, осели в Болгарии (93, 409). В интернете мы обнаружили статью М.Н.Губогло, где он пишет, что «Европейские исследователи рассматривают в качестве вероятных предков гагаузов тюркоязычных протоболгар, в 670-е гг. пришедших на Балканы с берегов Волги. В XIII в. их потомки приняли христианство. В русско-турецкой войне, конец XYIII- начало XIX вв., гагаузы выступили на стороне России. Они переселились в опустевшие степи Южной Бессарабии» (127). Л.А.Покровская пишет, что одно из огузских племён, обитавших на южном берегу большого озера Горгуз (теперь Балхаш) в X веке, называлось канэа - эуз или канэа - киши , а страна, в которой жило это племя, называлось Кан g а - кет . Древнее государство Ганга существовало в Средней Азии, около рек Аму-Дерья и Сыр-Дерья, ещё до прихода туда тюркских племён из Центральной Азии (27, 60). Гагаузский проф. Д.Н.Танасоглу придерживается мнения, что гагаузы происходят от хак -огузов. Он пишет, «Огузы разделились на две ветви - северную (янгикентскую) и южную (сельджукскую). Сталобыть, первая ветвь не исламская, истинная (хак -огуз). Хакогуз затем фонетизировался в гагоуз (х>г; к>г) (29, 26). Итак, история гагаузов делится на два периода: история предков огузов с доисторических времён по XI в. новой эры (общая для турков, гагаузов, туркменов, азербайджанцев и др.) и история самих гагаузов (XI-XXI вв.) как и каждого современного огузо-тюркского народа. Собственно история гагаузов на Балканах делится на два периода: 1) Византийский период (XY- XIY вв.) и Османский период (XY- начало XXвв.). В Византийском периоде, пишет Д.Н.Танасоглу, что гагаузы перешли на полный оседлый образ жизни, приняли христанство, приобщились к христианской культуре, создали государство-бейлик, начались учиться в греческих школах, в Академии Константинополя, приобщались к новым занятиям (земледелие, виноградарство, огородничество и пр.) (29, 39).

А.Манов и М.Чакир так же пишут, что в начале XIV века, выходец из христианской семьи, Балык, на Балканах создал государство огузов (гагаузов), столицей был город Балчык (Карвуна), который сегодня известен под названием Каварна (13, 12). Территория этого небольшого государства, играющего большую политическую роль в Чёрном море, и на Балканах, в 1417 году перешла во владения Османского государства. Часть населения Огузского государства, в последствии приняло ислам. Овлия Челеби, посетивший в XYII столетии Северо-восточную часть Болгарии, назвал эту местность «Uz eyaleti» - «земли узов, огузов» (1, 459). Это говорит о том, что, несмотря на власть турок - османцев на Балканах, государство сохранило своё название. Некоторые источники говорят, что у гагаузов был свой флаг, где на красном полотне была отображена фигура белого петуха (93, 302). Тут же следует отметить, что на национальном флаге современных гагаузов Гагауз Ери, на голубом полотне отображена голова волка, а по краям флага запечатлены маленькие, белые петушки. Гагаузы говорят, что петух - символ бдительноси и справедливости.

Раньше гагаузы подразделяются на хасыл или аслы «чистые, настоящие гагаузы» они известны также под названием «приморские», «греческие» гагаузы и булэар эаэаузлары «болгарские» гагаузы. Теперь такого деления не существует. Об этих «подразделениях» знают только исследователи.

Л.А.Покровская предполагает, что центральный диалект в прошлом принадлежал «болгарским» гагаузам, а южный диалект «настоящим», «греческим», «приморским» (100, 55). На гагаузских наречиях говорят также и различные балканские тюркские племена - гаджалы, тозлуки, герловцы, кызылбаши, юруки, караманли, сургучи и пр. (44, 258). Интересен факт, что гагаузы села Етулия /Тюлюкюй или Ютюлюкюй/ живущих по соседству гагаузов села Чешмекиой, называют гаджалами /ср. этноним гаджары, проживающие на территории Азербайджана, где очевидно, чередование звуков л // р/. Не смотря на то, что гаджалы живут вокруг носителей вулканештского диалекта, их язык отличается и больше похож на говор гагаузов села Бешалма, т. е. на центральный диалект.

В.А.Мошков пишет, что гаджалы, и ныне, живущие на Балканах в районе Делиормана исповедуют ислам (95, 71). В.А.Мошков заметил что, говор гаджалов села Памукчи в окрестностях Ени-Пазара Болгарии «оказался положительно тождественным с языком бессарабских гагаузов села Бешалма Комратской волости» (95, 30). Возможно, Чешмекиойские гагаузы прежде жили среди гаджалов, заимствовали тонкости их говора и поэтому, заметив эту разницу, население соседнего села назвали их гаджалами.

В результате Русско-турецкой войны гагаузы, вместе c частью болгар, греков, албанцев в 1739, 1768 и 1774 годах покидая Балканский полуостров, стали переселяться в южную Бессарабию (Буджак), вошедшую в состав России в 1812 году. Меньшая часть гагаузов осталась в Болгарии. В 1918 году Румыния вернула свою Бессарабию (1918-1944гг.). В 1944 году Бессарабия была оккупирована Советской властью в режиме экспроприяции и массовой руссификации (как и других народов), репрессии, голодовки и пр.

Но нельзя отрицать, что гагаузом было трудно жить и при румынском государстве. Старые гагаузы помнят о жестоких годах, прожитых во власти Румынии. Гагаузский писатель, публицист С.Булгар пишет: «Население бедствовало, на одно село был один доктор и семь помощников, в школах обучение было только на румынском языке» (4, 45).

О происхождении этнонима gagauz также существует ряд мнений. В.В.Радлов и В.А.Мошков предполагают, что слово gagauz происходит от морфемы uz или oguz, а морфемы ga или gaga являются названием какого-либо тюркского племени. Г.Д.Баласчиев, считает, что слово gagauz происходит от имени Селджукского Султана II Иззеттина Кайкавуса, объясняя это тем, что восточные народы звук k произносят как g. Этого же мнения придерживаются В.Заянчковский, О.Иналджик, К.Туран (13, 24). Турецкий историк З.В.Тоган вносит мнение того, что слово гагауз происходит от kaka-uz или aga uz (30, 165). Меджит Догру пишет, что этноним происходит от gаg а «отец» в туркменском языке кага означает «отец», «старший» /ср. так же азерб. диал. gаg а «отец»/. Исходя из этого, пишет он, термин «гагауз» следует понимать, как древние угузы. Ё.Л.Баркан, Й.Н.Найыр, С.Младенов остановились на возможности происхождения названия народа от гёк - уз или эюк-оэуз . Ахмет Биджан Ерджиласун пишет: «Слово гагауз состоит из эаэа (одно из названий кыпчаков), где название гагауз произошло от слияния слов гага-уз =Кыпчак-огуз и означает «огузы, пришедшие из страны кыпчаков». Этноним гагауз произошел в итоге слияния огузов с кыпчаками (8, 316). По мнению А. Манова, слово гагауз не связано с историческим названием племени, а является отличающей чертой вероисповедания среди тюрков Балкан. Он предполагает, что гагаузы получили это имя после принятия христианства (90, 35). М.Т. Аджароглу рассматривает это слово так: «Слово гагауз не происходит от названия древних тюркских племён, а является отличающей чертой принявших христианство каракалпаков. Гагаузы, будучи христианами, перейдя через Дунай, жили в подданстве русских, охраняя русскую границу, получили название кала-уз т.е. «огузы, охраняющие крепость». После этого огузы или тюрки других племён, принимавшие христианство именовались гагаузами, т. е. огузы - христиане. Он тут же отмечает, что если бы эа или эаэа означало название тюркского племени, а не огузов - христиан, тогда относящиеся к одному этносу и исповедующие ислам гаджалы, так же должны были называться гагаузами (8, 480). Л.А.Покровская предоставляет во внимание новую версию этимологию слова эаэауз . Она пишет: «Огузы племени канэа- эуз (они же канэа - киши ), являются далёкими предками гагаузов, а современный этноним эаэауз фонетически закономерно может быть возведён к средневековому этнониму ( канэа -эуз > эанэа эуз> эаэавуз> эаэауз ) (101, 59).

Отметим, что исследование истории, языка, этногенеза гагаузов только начинается. Будучи филологами, а не историками мы с осторожностью относимся к историческим фактам, но, мы без сомнения придерживаемся, гипотезы тюркского происхождения гагаузов, а версию «отуреченных болгар» считаем нелепой. Мы предполагаем, что предками гагаузов являются тюркоязычные протоболгары, которые поселились на Балканы примерно в YII веке. Традиционный гагаузский обряд курбан, сочетающий приготовление пшеничной каши (булгур) с жертвенным бараном, а также, сохранившийся культ волка, позволяют просматривать этнокультурные связи гагаузов, с одной стороны, с балканским миром, а с другой - с кочевыми степными цивилизациями. Одним словом, гагаузы являются потомками древних тюрков-гунов, продолжателями великого рода Великого Атиллы.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гагаузы
СообщениеДобавлено: 26 окт 2010, 00:17 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Автор темы

Зарегистрирован: 01 ноя 2008, 19:12
Сообщений: 347
Пол: Мужской
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ИДЕНТИЧНОСТИ ГАГАУЗОВ

КВИЛИНКОВА Елизавета Николаевна,
доктор истории, научный сотрудник
источник

Известно, что более или менее значительные изменения в народной обрядности происходят только под действием глубоких и длительных этнокультурных процессов. В большей степени этническая специфика сохраняется в духовной культуре: в форме поведения, в системе ценностей, в обрядах и обычаях, что в целом обуславливает сохранение определенной группой своего особого этнического самосознания. В традиционной культуре отражаются все изменения, происходившие с народом на протяжении его истории, будь то смена хозяйственного уклада, территории проживания, религии и т. д.

Изучение традиционной культуры гагаузов через призму их идентичности является актуальным, поскольку до настоящего времени вопрос об этногенезе этого народа является дискуссионным. В данной статье автор не ставит своей задачей исследовать вопрос происхождения гагаузов, а лишь затрагивает некоторые аспекты, связанные с самосознанием гагаузов и их идентичностью. Для этнического самосознания гагаузов, проживающих на территориях различных государств, характерна двойная самоидентификация. Гагаузы Болгарии, Приазовья и Северного Кавказа официально идентифицируют себя, главным образом, с болгарами, гагаузы Греции – с греками («duyerlar kendini urum» – ПЗА).

В настоящее время идентификация себя только с одним этносом характерна лишь для гагаузов Молдовы и юга Украины (Одесской области), в отношении к которым в науке используется термин «бессарабские гагаузы». Однако следует отметить, что при переселении на территорию Бессарабии из-за Дуная (во второй половине XVIII – начало XIX в.) для этнического самосознания гагаузов была характерна двойная самоидентификация: гагаузы-болгары и гагаузы-греки, о чем свидетельствуют архивные документы, содержащиеся в НА РМ (1). Это позволяет говорить о том, что в указанный период процесс формирования у гагаузов этнического самосознания еще не был окончательно завершен.

Украинский ученый А.В. Шабашов рассматривает вопрос о причинах самоидентификации гагаузов в рамках иных этнических общностей (болгары, греки) как сознательное действие со стороны всего этноса, в основе которого были вполне конкретные мотивы: «естественно, что гагаузы, поскольку они хотели поселиться в пределах Российской империи, должны были завуалировать свою этничность и даже сами выдумывать свое болгарское происхождение, пока их правовой статус окончательно не закрепился» (2). Вряд ли можно категорически отрицать присутствие данного мотива при самоидентификации гагаузов. И все же думается, что он являлся все же не основным. Причисление себя к более крупным народам (болгарам и грекам) не противоречило самосознанию гагаузов, в основе которого лежало осознание важности и приоритета этнокультурной общности и религиозного единства. Однако это не дает основание говорить о том, что для гагаузов в этот период не был характерен принцип самоидентификации по этническому признаку. Несомненно, они дифференцировали себя от болгар, поселялись компактно и, по возможности, основывали в Бессарабии мононациональные села.

Формированию в психологии народа принципа двойной самоидентификации во многом способствовали существовавшие на Баланах исторические условия, в которых жили гагаузы (противопоставление себя по этническому и культурному признаку туркам). На наш взгляд, основным критерием для гагаузов в вопросе их самоидентификации в тот период служил принцип включения себя в определенную этнокультурную общность, который основывался на существовании значительного сходства традиционных культур и единства религиозной принадлежности.

Высказанный нами вывод о двойной самоидентификации гагаузов делает необходимым рассмотрение некоторых моментов, связанных с вопросом их самоидентификации в современный период. В процессе сбора полевого материала автор данной работы обратил внимание на тот факт, что у гагаузов Молдовы и Болгарии понятие «гагауз» имеет определенные различия. У первых оно выступает в качестве этнонима, то есть самоназвания этноса. Для гагаузов Болгарии в настоящее время понятие «гагауз» обозначает принадлежность к данной этнокультурной группе, так как по национальной принадлежности они включают себя в более широкую этническую общность – болгары. По определению С.А. Арутюнова, «этническая общность – это, прежде всего, общность, связанная определенной общей культурой в самом широком понимании этого слова» (3).

В настоящее время при определении своей этнической принадлежности, гагаузы Болгарии используют принцип двойной самоидентификации. Это наглядно проявляется при анализе результатов проведенного опроса, в ходе которого информаторы идентифицировали себя следующим образом: «Мы гагаузы, но мы также и болгары» или «Мы болгары, но одновременно мы и гагаузы» (4).

Материалы проведенного нами исследования показали, что гагаузское самосознание более ярко проявляется у жителей с. Болгарево. Значительная часть народных песен на гагаузском языке также была записана в этом же селе. Название современного торгового заведения (бара) «Механа при гагауза», находящегося в центре отмеченного села, вероятно, можно рассматривать как одну из форм проявления этнической идентичности у отдельных представителей гагаузов Болгарии.

В качестве основных различий между гагаузами и болгарами информаторы исследованных нами гагаузских сел Болгарии отмечали язык и некоторые трудновыявляемые психические особенности: гагаузы по характеру более открыты, чем болгары, но в то же время для них характерна и несколько большая эмоциональность, темпераментность, вспыльчивость, упрямство (inat, hızlı kızêê, babautlı (?) (5). Таковы основные характеристики самооценки гагаузов. Здесь же информаторы акцентировали внимание на сохранении у гагаузов в прошлом (в некоторой степени и в настоящем) традиции ношения при себе холодного оружия – ножа (bıçak) (6). Данные, приводимые болгарскими исследователями (Д. Тодоровой, Т. Велко) подтверждают результаты наших полевых материалов. По их сведениям, поведение гагаузских мужчин отличается горячим и мстительным нравом; они всегда носили с собой нож, который нередко использовали при выяснении отношений (7). Определенные различия в характере и в поведении гагаузов и болгар отмечали также священники Бессарабии, работавшие в гагаузских и болгарских приходах, а также некоторые исследователи XIX в. (А. Защук и др. )

Некоторые различия между гагаузами Болгарии и Бессарабии (Молдовы и юга Украины) имеются в названии своего родного языка. В настоящее время гагаузы Молдовы называют свой язык «gagauzça» (гагаузский). Употребление ими по отношению к своему родному языку определения «gagauzça», вероятно, относится к концу XIX – началу XX века, которое использовалось наряду с названием «türkçä» (тюркский или турецкий).

В определенной степени более активное употребление термина «gagauzça» для обозначения родного языка связано с изданием в начале XX века религиозным деятелем и просветителем М.М. Чакиром религиозных книг на гагаузском языке (Псалтырь, Евангелие и др.). И лишь пол века спустя, в 1957 г. была введена гагаузская письменность (на базе кириллицы), издан первый учебник по гагаузской грамматике. Данное событие, безусловно, способствовало активизации процесса идентификации своего родного языка как «гагаузского». По мнению М.Н. Губогло, введение письменности «вряд ли оказало бы сколько-нибудь заметное влияние на формирование этнической идентичности гагаузов, если бы вслед и благодаря письменности не появилась бы художественная литература, воздействующая на рост самосознания не только с помощью слова и логики, но и благодаря пробуждаемым чувствам и душевным озарениям» (9).

Полевые исследования, проведенные нами в гагаузских селах Молдовы, показали, что некоторые информаторы старшего возраста (80-90 лет) продолжали называть свой язык «türkçä»: Sän nerdän türkçeyi bilersin? («Ты откуда знаешь по-турецки?») (10). Гагаузы Болгарии редко используют для своего языка название «gagauzça»; в основном они называют его «türkçä», но противопоставляют турецкому языку «aslı türkçä» (досл. настоящий турецкий). При вопросе, можно ли с вами пообщаться на гагаузском, некоторые из них отвечали, что не знают этого языка, поскольку не идентифицировали свой язык с этим названием. Дифференциация гагаузами Греции своего языка и турецкого по принципу «gagauz türkçası» и «türkçasına» (11), возможно, относится к современному периоду. Для них традиционным является обозначение своего языка как «türkçä». Таким образом, гагаузы, используя общий термин по отношению к своему и турецкому языку, не считают их одним языком. В этой связи следует особо отметить, что нельзя ставить знак равенства между турецким и гагаузским языком.

Сведения о разделении гагаузами Болгарии собственного (гагаузского) и турецкого языка приводятся также болгарским ученым Ж. Стаменовой (12).

Изучение роли и функциональной значимости языка у гагаузов связано с вопросом о том, были ли гагаузы в основной своей массе двуязычны при переселении в Бессарабию. По данному вопросу болгарские ученые придерживаются точки зрения о билингвизме гагаузов (Г. Занетов, В. Матеева). Однако обнаруженные нами архивные данные не дают основания для однозначных утверждений по отношению к гагаузам Бессарабии. В документах фонда Кишиневской Консистории содержится информация, позволяющая говорить о национальном составе села и языке, на котором говорили прихожане. Данные сведения в определенной степени позволят конкретизировать вопрос о том, были ли гагаузы двуязычны при переселении в Бессарабию.

В материалах дел указанного фонда (ф. 205) имеются отказы священников работать в гагаузских селах. Одной из причин для такого отказа служило незнание ими языка прихожан. До конца XIX века язык, на котором говорили гагаузы, в официальных документах обозначался как «турецкий» или «турецкое наречие», а гагаузов называли «болгары, говорящие по-турецки» (13). Архивных сведений, позволяющих говорить о том, что гагаузы какого-то села одновременно владели и болгарским языком, нам зафиксировать не удалось. Так, в качестве причины для перевода из колонии Бешалма Буджакского уезда в с. Гасан-Батыр (дело за 1823-1824 гг.) священник Каневский указал на трудности в работе из-за незнания им языка, на котором говорят прихожане «на турецком наречии». Здесь же отмечается, что некоторые из них говорят по-молдавски (14), возможно, молдаване по национальности.

В деле (за 1823-1824 гг.) священника Кишиневского Болгарского Вознесенского собора Батку И., которого, согласно распоряжению Консистории, перевели в колонию Болград, имеется его прошение о переводе на прежнее место работы, то есть в Кишинев. В качестве причины священник назвал незнание им языка жителей, что создавало для него огромные трудности в работе: не может работать с «бессловными прихожанами», так как «там почти все прихожане разговаривают на турецком языке, а иные вовсе болгарского языка не разумеют» (15). Из этого документа видно, что определенная часть жителей колонии Болград не владела болгарским языком. Учитывая тот факт, что в данном населенном пункте вместе с болгарами жили и гагаузы, то становится понятным, какие из них не владели болгарским языком.

В деле о переводе священнослужителей и монашествующих в другие приходы Кишиневской епархии за 1819-1820 гг. имеется прошение пономаря колонии Кубей И. Телеуцы, который просил перевести его в другое село, так как «там болгарские переселенцы 1818 г. говорят на турецком языке и он лишается дневного пропитания». (16).

На основании приведенных документов, позволяющих рассмотреть ситуацию с языковым вопросом в некоторых гагаузских и смешанных гагаузско-болгарских селах, можно говорить о том, что в начале XIX в., то есть при переселении в Бессарабию основная часть гагаузов, по-видимому, не владела болгарским языком.

Таким образом, по языковому признаку гагаузы идентифицировали себя как тюркоязычные. Вместе с тем, из архивных материалов видно, что после переселения в Бессарабию некоторая часть гагаузов, владеющих азами грамоты, писала и читала на греческом языке. Часть писем и прошений, поданных ими на имя колонистского начальства и в суды в 20-40 гг. XIX в., составлены на греческом языке. Нередко встречаются документы, в которых колонисты из гагаузских сел и с характерными гагаузскими фамилиями, подписываясь, использовали буквы греческого алфавита. Интересно отметить, что в документах, составленных от имени всего сельского общества или от некоторых его представителей, фигурируют колонисты с фамилией Гагауз, владеющие греческим языком (17). Приведенные сведения позволяют высказать предположение о том, что часть гагаузов, которая при переселении в Бессарабию записалась греками, при идентификации исходила из религиозного (принадлежность к греческой церкви) и в определенной степени из языкового, культурного и, вероятно, даже генетического родства с греками. (Отметим, что часть гагаузских фамилий и имен имеет греческое происхождение).

В конце XIX в. и особенно в начале ХХ в. усилилось этническое самосознание гагаузов. Определяющую роль в этом процессе играл язык. С 1905 г., особенно с 1917-1918 гг., увеличилось количество требований местных обществ о назначении в приходы священников гагаузского происхождения или владеющих их языком ( 18 ). (Аналогичные просьбы о назначении в болгарские приходы поступали и от священников-болгар) (19). Такого рода требования нередко были связаны с вопросом о национальной принадлежности местных священников.

Процесс усиления этнической идентичности в некоторой степени можно рассмотреть на примере архивных материалов, касающихся гагаузского духовенства. Так, в конце XIX – начале ХХ в. дядя известного гагаузского религиозного деятеля и просветителя Михаила Чакира Дмитрий Чакир, написавший в 1899 г. брошюру «Биографический очерк рода и фамилии Чакир», причислил себя к болгарам. В прошении (за 1914 г.) о переводе священника К. Статова из болгарского прихода с. Кот-Китай в гагаузский приход с. Татар Копчак на основании поданных им бумаг он был записан следующим образом: «по нации он гагауз-болгарин» (20). В прошении М. Грекова за 1918 г. о назначении его священником в с. Баурчи, в качестве одной из причин приведен следующий аргумент: «я по происхождению гагауз и говорю на их языке …» (21). Данные записи в определенной степени дают возможность проследить процесс постепенного перехода гагаузов Бессарабии от принципа двойной самоидентификации (гагаузы-болгары) к идентификации себя только с одним этносом (гагаузы).

Что касается вопроса о билингвизме гагаузов (гагаузско-болгарском), то он требует специального исследования. До настоящего времени невозможно однозначно ответить на вопрос о том, были ли гагаузы до переселения в Бессарабию двуязычны в основной своей массе или же двуязычие существовало только в смешанных гагаузско-болгарских селах и семьях. Приведенные нами выше архивные материалы, относящиеся ко времени после переселения гагаузов в Бессарабию (начало XIX в.), свидетельствуют о том, что в основной своей массе гагаузы все же не владели болгарским языком. Знание болгарского языка у гагаузов Молдовы и юга Украины имеет место в настоящее время в смешанных гагаузско-болгарских селах. В современный период о реальном билингвизме гагаузов Молдовы можно говорить по отношению к русскому языку: он является средством общения, с его помощью получают знания, происходит культурное развитие народа и его приобщение к мировым культурным ценностям.

В конце ХХ в. в результате активизации этнического самосознания и сложившихся исторических условий на территории Республики Молдова было создано Автономное территориальное образование «Гагауз Ери» (в 1994 г.). В современный период идет процесс возрождения народной культуры и языка. Гагаузский язык, история и литература преподаются в качестве самостоятельного предмета в школах и Вузах. Он сохраняет свою функциональную значимость как язык общения в быту и активно используется различными поколениями.

У гагаузов Болгарии в настоящее время наиболее распространенной формой общения является болгарский язык. Поэтому при записи песен автор испытал большую сложность, так как основная часть песен на гагаузском (тюркском) языке забыта. Информаторы в основном предлагали спеть песни на болгарском языке. (Интересно отметить одну деталь, у гагаузов Болгарии значительное число песен было записано у мужчин, в то время как у гагаузов Молдовы – в основном у женщин.) Исполнение гагаузами значительного числа песен на болгарском языке связано, по словам информаторов, с распространением и расширением системы школьного образования. И в настоящее время редко, но все же встречаются пожилые люди, не владеющие (или слабо владеющие) болгарским языком (например, в с. Генерал Кантарджиево) (22). Из-за языкового барьера контакты и смешанные браки между гагаузами Болгарии и болгарами не имели особого распространения до середины ХХ века. По словам информаторов, родители давали сыну благословение на брак в случае, когда девушка могла изъясняться на тюркском языке (Болг., Кант.). Аналогичные сведения о функционировании болгарского языка в гагаузских селах Болгарии и заключении межнациональных браков (между гагаузами и болгарами) приводятся болгарским этнографом С. Средковой (23). На территории Бессарабии до середины ХХ века межэтнические браки между гагаузами и болгарами не получили широкого распространения (24).

В настоящее время гагаузский (тюркский) язык используется в основном лишь пожилыми людьми в тех селах Болгарии, в которых гагаузы составляют большинство населения. Поколение среднего возраста понимает, но уже не говорит на родном языке или же разговаривает на нем с трудом. Однако языковая ситуация не во всех селах одинакова. В с. Генерал Кантарджиево гагаузский (тюркский) язык, народные песни, обычаи и обряды сохранились лучше, чем в остальных исследованных нами селах. Это объясняется, вероятно, особым расположением села (его удаленностью от путей сообщения), сложившимися историческими условиями (довольно длительным временем нахождения этого села в составе румынской Добруджи (до Второй Мировой войны), во время которого болгарский язык, по сообщениям информаторов, не употреблялся). В селах Болгарево и Орешак общение жителей друг с другом нередко происходит на гагаузском (тюркском) языке. Ряд обычаев и обрядов совершались до 50-х – 60-х годов ХХ века. Значительные перемены, произошедшие в образе жизни, в одежде, в системе питания, являются результатом социально-экономических изменений, а также следствием влияния городской культуры.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гагаузы
СообщениеДобавлено: 26 окт 2010, 00:17 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Автор темы

Зарегистрирован: 01 ноя 2008, 19:12
Сообщений: 347
Пол: Мужской
Некоторое сомнение на изначальный тюркский этнический характер гагаузов наводят: славянские термины родства, религиозные термины совпадающие с ислямскими, язык почти идентичный османскому тюркскому, что говорит о более позднем принятии языка, т.е. после прихода османцев.

"Славянские термины родства в гагаузском языке", Е. Н. Квилинкова – доктор истории (научный сотрудник АНМ)

А таже и наличные генетические данные говорят скорее всего о Балканском происхождении гагаузов.

"Анализ передающихся лишь по мужской линии Y-хромосом двух выборок гагаузов с юга Молдавии показал, что этот народ, скорее всего, имеет балканское происхождение. Как полагают учёные, в отдельный народ гагаузов обособило принятие тюркского языка, а не, скажем, изолированное проживание.

Учёные из мюнхенского Университета имени Людвига IX и Максимилиана I под руководством Вадима Степанова проанализировали Y-хромосомы 89 гагаузов из двух популяций на юге Молдавии по трём с половиной десяткам генетических маркеров. По составу этой выборки с точки зрения принадлежности к различным Y-гаплогруппам, гагаузы оказались более всего похожи на балканские народы и в меньшей степени – на народы Средней или Малой Азии. Некоторые тонкие особенности генетических маркеров также показывают сходство гагаузов с туркам-сельджуками, которые, по одной из популярных теорий, и дали гагаузам их язык.

По мнению авторов работы, результаты которой приняты к публикации в ближайшем номере American Journal of Human Biology, загадочные гагаузы – православные, говорящие на тюркском языке – скорее всего, обособились от остальных народов Балкан именно за счёт языка общения, и генетически представляют собой типичный народ юго-восточной Европы. Это противоречит версии, согласно которой гагаузы являются потомками кочевников из Поволжья или Средней Азии.

Вместе с тем, даже та небольшая выборка, которую исследовали Степанов и его коллеги, показала признаки значительной генетической неоднородности. Это подтверждает данные, опубликованные учёными из лейпцигского Института эволюционной антропологии полтора года назад. Та работа показала, что гагаузы активно смешиваются с окружающими народами, и именно гагаузский язык, но никак не генетика, в основном поддерживает, идентичность народа.
По материалам Wiley InterScience"
источник

"Despite this low level of differentiation, tree reconstruction and principle component analyses allowed a distinction between Balkan–Carpathian (Macedonians, Romanians, Moldavians, Ukrainians and Gagauzes) and eastern Mediterranean (Turks, Greeks and Albanians) population groups. The genetic affinities among Dniester–Carpathian and southeastern European populations do not reflect their linguistic relationships. The results indicate that the ethnic and genetic differentiations occurred in these regions to a considerable extent independently of each other. In particular, Gagauzes, a Turkic-speaking population, show closer affinities to their geographical neighbors than to other Turkic populations."


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гагаузы
СообщениеДобавлено: 26 окт 2010, 00:18 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Автор темы

Зарегистрирован: 01 ноя 2008, 19:12
Сообщений: 347
Пол: Мужской
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Гагаузы
СообщениеДобавлено: 08 окт 2016, 17:35 
Не в сети
Житель
Житель

Зарегистрирован: 08 окт 2016, 17:30
Сообщений: 1
Пол: Женский
Цитата:
что в начале XIV века, выходец из христианской семьи, Балык, на Балканах создал государство огузов (гагаузов)

Вот краткая история этого государства:
http://ibrain.kz/istoriya-kazahstana/og ... osudarstvo


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Портал »

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter Rambler's Top100
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Template made by DEVPPL Flash Games - Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB