Site Logo

Форум Я, Мы и Общество

История, общество, этнология, политология, антропология, археология, право и прочие гуманитарные науки
 
Текущее время: 22 июн 2018, 16:40

Портал »

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Католичество в Золотой Орде
СообщениеДобавлено: 26 ноя 2010, 20:58 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Автор темы

Зарегистрирован: 01 ноя 2008, 19:12
Сообщений: 347
Пол: Мужской
В числе «благодеяний», которые татары оказывали Руси, евразийцы обязательно упоминают «покровительство» ханов Золотой Орды в отношении православной церкви. В качестве примеров подобного «покровительства» называются, прежде всего, создание Сарайской православной епархии и выдача русским митрополитам ярлыков, освобождавших их от платежа дани в Орду. Такие факты действительно имели место, но всё же евразийцы лукавят, умалчивая о том, что точно такое же, если ещё не большее покровительство золотоордынские ханы оказывали католикам. Вот выдержки из примечательного исследования по данному вопросу:


В период существования Золотой Орды на её территории взаимодействовали различные конфессии. Наряду с государственной религией – исламом – и имевшим в Восточной Европе прочные позиции православием, борьбу за влияние на мировоззрение золотоордынского населения и элиты вели католики. Однако католичество не имело серьёзных этнических корней в Восточной Европе. Католические миссионеры и священники пытались решить в Золотой Орде несколько задач, соотношение которых в разные периоды времени и в зависимости от политической конъюнктуры, было различным: 1) проповедь католичества; 2) обслуживание общин католиков; 3) идеологическое и политическое влияние католиков и папства на элиту и общество в целом (обращённых или лояльных к католичеству); 4) дипломатические связи; 5) разведка и сбор полезной информации. Отношения католических миссионеров и священников с монгольскими и золотоордынскими ханами начались ещё в 1240-х гг. Однако церковная и миссионерская организации католиков в Золотой Орде стали складываться с конца XIII в., в период активизации торговли итальянских «морских» государств с Северным Причерноморьем и Золотой Ордой.

В 1286–1287 гг. была учреждена Северная Татарская Викария или просто Северная Викария («Vicaria Tartariae Aquilonaris») Францисканского ордена.
В XII–XV вв. в католической Европе под термином «викария» могли подразумеваться: наместничество, представительство, миссия как часть католической церковной организации, находившаяся на территории, которая в силу особых причин не могла быть епархией. Как правило, викарии создавались на миссионерских территориях. В Северной Татарской викарии было два округа (кустодии): 1. Газария («Custodia Gazariae»), включающая Крым, Подунавье, Приднепровье, с городами Кафа (центр кустодии), Солхат, Кырк-Ер (Kerqueti) и Вичина (Vicum); 2. Сарай («Custodia Sarayae») с постоянным местопребыванием в столице Золотой Орды. Термин «кустодия» в переводе с латыни означает: «охрана, надзор, пост, убежище». В данном случае этим термином обозначалась территориально-иерархическая единица (округ) Францисканского Ордена, входившая в какую-либо викарию.

С конца XIII в. Францисканский Орден стал вести активную миссионерскую деятельность по всему Востоку. В 1279–1283 гг. появилась Восточная Татарская Викария («Vicaria Tartaria Orientalis») – в государстве ильханов хулагуидов и на подконтрольных им территориях, а в 1291 г. Китайская Викария («Vicaria Cathay») – в Монгольской империи Юань. С деятельностью католических миссионеров в Золотой Орде в конце XIII – начале XIV вв. связан «Codex Cumanicus» – половецко-латинский словарь (глоссарий и разговорник). В первой четверти XIV в. на территориях Северной Викарии начала формироваться церковная организация: в 1300 г. появилась епархия в Тане (Азов), в 1303–1304 гг. – в Херсоне и Воспоро (Керчь), в 1315 г. – в Сарае, в 1320 г. – в Кафе (Феодосия). В XIV в. наступает расцвет церковной и миссионерской организации католиков в Золотой Орде.

О деятельности католиков в Золотой Орде сохранилось небольшое количество документов, содержащиеся в них сведения безусловно ценны, но отрывочны и неполны. Однако они позволяют в общих чертах проследить пространственное распространение миссионерства в Золотой Орде и в отдельных пунктах. Ценнейший фонд таких документов содержится в отделе англосаксонских и латинских древних рукописей библиотеки Британского Музея в Лондоне, которая в 1973 г. вошла составной частью в структуру Британской Национальной библиотеки. Здесь, помимо прочего, представлены
документы Ордена Францисканцев о миссионерской деятельности на Востоке в средние века. Значительная часть этих документов была опубликована во II томе сборника Г. Голубовича, в том числе сообщение анонимного минорита о миссионерских пунктах францисканцев на Востоке в 1320–1330 гг. Орден Миноритов (Меньших братьев) в то время был составной частью Ордена Францисканцев. Документ написан на средневековой латыни и датируется не позднее 1329 г. По содержанию документ представляет собой список миссионерских пунктов Ордена Францисканцев и Ордена Проповедников (одно из названий Ордена Доминиканцев) в различных городах и поселениях Востока, иногда с добавлением сведений об этих местопребываниях и отдельных лицах, связанных с ними (проповедники, святые-мученики, правители). По назначению документ, скорее всего, является кратким отчётом о деятельности Ордена Францисканцев на Востоке в 1320-е гг., составленным для руководства Ордена и, возможно, для папства.

Документ озаглавлен следующим образом: «О местопребываниях Братьев Миноритов и Проповедников в Татарии». Термином «loca» (места, местопребывания) обозначались точные места расположения миссий. В начале документа идёт перечисление этих местопребываний – «монастырей» («monasteria») в Северной Татарии (Северной Татарской Викарии на территории Золотой Орды), которая существовала на протяжении XIV в. Наличие на одной территории викарии и епархии (Сарайская католическая епархия), видимо, свидетельствует о том, что они выполняли разные функции: епархия управляла (в духовной сфере) общинами католиков, викария осуществляла прежде всего миссионерскую деятельность. Далее повествуется о том, что в Северной Татарской Викарии имеется восемнадцать постоянных монастырей, хотя в тексте было перечислено всего семнадцать. Акцент на «постоянные» или «неподвижные» монастыри указывает на наличие также и передвижных миссий, о которых сообщалось в других источниках. Термин «монастырь» использовался, видимо, вследствие наличия в постоянной миссии нескольких монахов, живущих по правилам католических монастырей. Однако назначение данных «монастырей» заключалось, большей частью, в осуществлении миссионерской деятельности. В других источниках применялись также термины «убежище» и «место».

Первым пунктом в списке стоит поселение Вичина (vicina), название которого приведено, в отличие от других, не с заглавной, а с прописной буквы, что, вероятно, указывает на негородской характер населённого пункта. Также возможно, что это название местности, этнической или территориальной общины. В тексте говорится, что это место находится по соседству с Данубией (Danubia). Данубией в средние века называли область на северо-западном побережье Чёрного Моря, прилегающую к нижнему течению Дуная. В настоящее время эта местность локализуется на черноморском побережье Румынии (Добруджа), Болгарии и, возможно, Молдавии. Таким образом, Вичина скорее всего располагалась на северо-западном побережье Чёрного моря.

Следующим пунктом в списке назван Мауро кастро (Mauro castro), что является средневековым итальянским названием Белгорода-Днестровского, расположенного в устье Днестра при впадении в Чёрное Море. Несколько пунктов располагалось в Крыму: Херсонес (Cersona), Чембало (Cimbalo) – средневековое итальянское название Балаклавы; Барассон (Barason) – скорее всего, средневековое итальянское название Карассу-Базара; Солдайя (Soldaia) – средневековое итальянское название Судака, упоминаемого в русских источниках как Сурож, в греческих – как Сугдея. В итальянской Кафе (Capha) – современной Феодосии – было два пункта. Далее приведены пункты на восточном побережье Чёрного Моря: Тана (Thana) – средневековое итальянское и греческое название золотоордынского Азака и современного Азова; а также два места в Куммагерии (Cummageria) – средневековое итальянское название местности на Таманском полуострове, которая точно не локализуется, но, возможно, располагалась на территории средневековой Тмутаракани (Матреги).

Наиболее интересными для исследователей истории Золотой Орды являются сведения о пунктах католических миссионеров в Нижнем Поволжье. Главный пункт был в столице – в Сарае (Saray), другой – в местности, называемой «Святой Иоанн» (Sancto Johanne), где находилась могила Коктогана (Coktogani), сына императора. Место расположения миссии Святого Иоанна в данном и других текстах точно не локализовано. По другим сообщениям известно, что миссия находилась в трёх милях (~5 км) от Сарая. Коктоган, или Котогонт, известен и по другим францисканским источникам из собрания рукописей библиотеки Британского музея. По восточным источникам его можно идентифицировать с Кутуганом – сыном Менгу-Тимура, братом Токты-хана. Третий в Нижнем Поволжье пункт находился в Укеке (Ugek). Укек встречается и в других списках миссий в нескольких транскрипциях: «Ugek», «Ugueth», «Uguech». Издатели и комментаторы данного текста ошибочно помещали Укек на полпути между Булгаром и Самарой. При этом они ссылались на утверждение Лакруа во Всемирной Истории. Видимо, это произошло от ошибочного прочтения сообщения Абульфиды, помещавшего Укек на полпути между Булгаром и Сараем.

Нельзя считать окончательно выясненным местонахождение следующей миссии, которая называется Делена или Селена (Delena/Selena). Имеется несколько версий её локализации: 1) на золотоордынской территории Нижнего Поволжья или Предкавказья; 2) на западном побережье Каспийского моря недалеко от Баку; 3) в Грузии; 4) в Крыму.
Две последние францисканские миссии, относящиеся к Северной Татарской Викарии, находились в Грузии – Иверии (Yveria).

Также, кроме францисканских миссий, в тексте документа упоминаются находящиеся на территории Золотой Орды доминиканские миссии в Кафе (Capha) и Тане (Thana).

Латинский текст:
De locis Fratrum Minorum et Predicatorum in Tartaria. – [e. an. 1320–30].
In Tartaria Aquilonari fratres Minores habent monasteria immobilia 18, in civitatibus et villis infra scriptis, videlicet: in vicina iuxtra danubin. In Mauro castro. In Cersona, ubi beatus Clemens fuit exulatus, et ibi fundavit lxx ecclesias… (…). In Cimbalo. In Barason. In Soldaia. In Capha duo loca. In Thana. In Cummageria duo loca. In Saray. In Sancto Johanne, ubi est sepulcrum Coktogani filii Imperatoris. In Ugek. In Delena (Selena?). In Yveria duo loca, ubi rex illius gentis, et multi de populo istis annis sunt conversi… (…).

Перевод:
О местопребываниях Братьев Миноритов и Проповедников в Татарии (1320–1330 гг.)
В Северной Татарии у Братьев Миноритов имеется восемнадцать постоянных монастырей, а именно в общинах и городах, указанных ниже: Вичина (vicina) по соседству с Данубией (Danubia); в Мауро кастро (Mauro castro); в Херсонесе (Cersona), где Святой Климент был в изгнании и основал там 70 храмов… (…); в Чембало (Cimbalo); в Барассоне (Barason); в Солдайе (Soldaia); в Кафе (Capha) в двух местах; в Тане (Thana); в Куммагерии (Cummageria) в двух местах; в Сарае (Saray); в месте Святой Иоанн (Sancto Johanne), где находится могила Коктогана (Coktogani), сына императора; в Укеке (Ugek); в Делене (Delena/Selena); в Иверии (Yveria) в двух местах, где царь этого народа и многие из людей были обращены… (…).

Приложение.
Кроме данного публикуемого документа, существует ещё несколько сообщений, где упоминаются францисканские миссии на Востоке, в том числе в Золотой Орде. Эти данные были обработаны Г. Голубовичем и Г. Федальто и сведены в таблицы упоминаний о различных миссиях. Из них наиболее полное представление даёт Г. Голубович в Таблице IV:

Изображение

Некоторые топонимы в данной таблице нуждаются в объяснении и уточнении:
Kerqueti – искажённое название г. Кырк-Ер (Чуфут-Кале).
Ylice – не локализуется.
Solhaten (Солхат) – центр золотоордынского наместничества (улуса) в степной части Крыма.
Comuch (Кумух) – локализуется в горном Дагестане. Современное название Кази-кумух.
Tarchis (Тарки) – городище в современном Дагестане вблизи Махачкалы.
Mamucci (Мамук или Мичач/Микак) – локализуется в современном горном Дагестане.
Acsaray (Аксарай) – золотоордынское поселение локализуется в степной части Крыма, вблизи Симферополя.
Veler – данное место не локализуется. Возможно, это искажённое название Иверии (Грузии).

Большинство католических миссий в Золотой Орде прекратили существование в период нашествия Тамерлана 1395–1396 гг. В 1400 г. указывалось, что в Северной Викарии существовало четырнадцать (14) миссий, хотя их названия не приводились. Видимо, использовалась статистика по предыдущим годам. После 1400 г. сохранились известия лишь о миссиях в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе.

А.Б. Малышев
Сообщение анонимного минорита о миссионерских пунктах францисканцев в Золотой Орде в XIV в.
http://www.sgu.ru/files/nodes/9652/12.pdf


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Католичество в Золотой Орде
СообщениеДобавлено: 26 ноя 2010, 20:59 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Автор темы

Зарегистрирован: 01 ноя 2008, 19:12
Сообщений: 347
Пол: Мужской
В другой своей статье Малышев упоминает также католическую миссию в Хаджи-Тархане (Астрахани). (Помещает там загадочную Delena/Selena?):

Развитие города [Укека] шло быстрыми темпами, что обуславливалось активным вмешательством хана и его администрации в обустройстве оседлой жизни Улуса Джучи, развитии торговли и дипломатических связей. Подтверждение значимости Укека – существование здесь в XIV в. католической миссии. Известно, что в то время на территории Поволжья было 4 такие миссии: 2 – в районе Сарая, 1 – в Хаджи-Тархане и 1 – в Укеке. Встречается имя Укека и в папских грамотах «епископам Херсонеса во время владычества там генуэзцев, но без всяких ближайших указаний о самом собственно городе».
Малышев А.Б., Кубанкин Д.А., аспирант Волков В.А.
Укек по письменным источникам XIII – XVIII вв.
http://uvek.sgu.ru/library/istochnick.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Портал »

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter Rambler's Top100
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Template made by DEVPPL Flash Games - Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB