В восточной Латвии уже много раз находили типичные захоронения кривичей и новгородских словен. Располагались они как отдельными группами, так и вперемежку с латгальскими захоронениями. Имеются и единичные, обособленные славянские могильники. Таких «длинных», «удлиненных», «круглых» и «конусообразных» курганов в Латгалии обнаружены десятки. «Эти памятники, -- пишет историк В.Уртанс в своей работе, подводящей итоги всем прежним исследованиям латышских археологов, -- обычно этнически смешаны, так как здесь жили латгалы, финно-угры, кривичи, даже новгородские словене. Отсюда, особенно в северо-восточной Латвии, большое разнообразие в типах могильников». К примеру, в Каталаве вскрыто 16 трупосожжений и лепная керамика. Подобная керамика известна из памятников днепро-двинской культуры. В деревне Латышонки найдены трупосожжения X века н.э. с вещами латгалов и кривичей. В погребальном обряде, в могильном инвентаре латгалов и славян-кривичей наблюдается взаимное влияние. Следы восточно-балтийского погребального обряда отмечены в курганах древней Руси. С конца X века в захоронениях часто встречаются женщины-славянки, жены латгалов. Славянские курганные могильники на территории восточной Латвии имеют много общего с курганами восточной Эстонии, Псковщины и Полотчины. Но, самое главное! Славянские поселения, как отмечает В.Уртанс, до сих пор не исследованы, хотя городищ, предположительно славянских, очень много в юго-восточной Латгалии. Кроме того, антропологический материал указывает также на «некоторую примесь славян». Вряд ли всех этих славянских городищ когда-либо коснётся лопата латвийского археолога. Слишком не стыкуется наличие славянского автохтонного (т.е. «коренного», с начала I тысячелетия н.э.!), населения Латвии, с тезисом о «земле латышей». Впрочем, некоторые лукавые изыскатели находят выход и из этой скользкой ситуации, отмечая на территории древней Латгалии любопытную этническую диковину, т.н. «латышей-кривичей».
|